Центральная Городская Детская Библиотека им. Пушкина
Ч итальный зал редкой книги был создан в 1997 году при отделе хранения фондов, как центр истории книги, в дальнейших планах музей Петербургской детской книги. Ф онд читального зала редкой книги активно комплектуется и составляет на сегодняшний день 3000 томов. В нем хранятся произведения крупнейших представителей книжного дела первой половины XIX в. начала XX в. - издания А. Смирдина, М. Вольфа, А. Маркса, А. Суворина, А. Девриена, И. Сытина, Р. Голике и А. Вильборга, Ф. Брокгауза и И. Ефрона. Уникальные по оформлению книги изданные в типографиях Москвы и Петербурга. О собое место занимает собрание , где есть первая книга поэта "Руслан и Людмила" 1820 г., первое прижизненное издание трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" 1831 г, первое посмертное собрание сочинений А. С. Пушкина (1838-1841 гг.) Прижизненные издания известных детских писателей: Л. А. Чарской, А. Б. Хвольсон, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, Б. С. Житкова, Е. И. Чарушина и др., бережно хранятся и пополняются. В зале собраны книги с автографами писателей, художников, знаме-нитых людей, ушедшего ХХ века: Д. С. Лихачева, В. В. Бианки, А. Ф. Пахомова, Н. Я. Эйдельмана, внучки П. В. Нащокина - В. Нащокиной-Зызиной, и др. Е сть здесь и коллекция - 60 томов - книг, изданных во время Отечественной войны, 5 книг, вышедших во время блокады: И среди них - уникальная , 1943 года, которой нет даже в Пушкинском Доме. П етербургская детская книга - это неотъемлемый элемент в развитии детской литературы на протяжении почти трехсот лет. Музей редкой книги предлагает окунуться в атмосферу книжного Петербурга путем знакомства с различными издательствами XIX-XX вв. "Academia" Издательство было зарегистрировано в Петрограде 31 декабря 1921 г. Оно ассоциировалось с "Академией" Платона, произведения которого собирались издавать. Директором издательства (до перевода в Москву в 1929 г.) был А. А. Кроленко (1889-1970), сумевший объединить крупнейших специалистов по истории и теории литературы, талантливых переводчиков и художников. В состав редакционной коллегии входили М. Горький, А. Н. Тихонов, А. К. Дживелегов, В. В. Жирмунский, А. М. Эфрос и др. Издательство ставило своей задачей выпуск научной литературы, лучших произведений мировой классики. Особое внимание уделялось декоративному оформлению книги, тщательно продумывались формат издания, шрифты, качество бумаги, переплета, характер титульного листа, фронтисписа и т. д. Книги оформляли художники В. П. Белкин, Н. П. Акимов, В. В. Лебедев, В. А. Фаворский, Н. В. Кузьмин, Д. И. Митрохин, В. М. Конашевич, Эль Лисицкий, А. Д. Гончаров, С. М. Пожарский и др. Продукция издательства неизменно пользовалась успехом на международных книжных выставках. За 17 лет своего существования издательство выпустило свыше 1000 изданий, половину из них - в ленинградский период деятельности. В 1937 г. издательство прекратило самостоятельное существование и влилось в Гослитиздат. Марки издательства создали художники Г. Люблинский и Г. Любарский. Ершов, П. Конек-горбунок / общ., худ. ред. А. Н. Тихонов ; подгот. текста, предисл., примеч., словарь М. К. Азадовского ; литографии (в т.ч. суперобложка) Н. Розенфельда ; тех. ред. М. И. Чуванов. - М. : Academia, 1934. - 128 с. : ил. - (Экслибрис с надписью "Из книг К. Иогансена"). "Конек-горбунок" Петра Павловича Ершова с первых дней своего выхода в свет пользовался исключительным и редким успехом, соперничал с лучшими памятниками классической литературы. Кроме того, было создано бесчисленное количество подражаний, переделок, пересказов. Красочно оформленная суперобложка и литографии данного издания выполнены Николаем Борисовичем Розенфельдом - художником-иллюстратором, братом Л. Б. Каменева, являвшегося директором издательства "Academia" в 1933-1934 гг. В 1935 г. Н. Б. Розенфельд был обвинен в подстрекательстве к совершению террористического акта и осужден. В книге имеется замечательный справочный аппарат - статья Марка Азадовского "Путь Конька-горбунка", словарь, примечания. Лермонтов, М. Ю. Демон: Восточная повесть / худож. М. А. Врубель. - М. : ACADEMIA, 1937. - 56, [1] с. : ил., [6] л. ил. - 20 300 экз. Данное издание примечательно прежде всего иллюстрациями Михаила Александровича Врубеля (1856-1910). Многие искусствоведы сходятся во мнении, что лучшее из созданного им - цикл рисунков к поэме "Демон" М. Ю. Лермонтова. "Демон" Врубеля - это вклад в общечеловеческую сокровищницу духовных ценностей. В книге представлены следующие иллюстрации: "Голова Демона", "Демон сидящий", "Пляска Тамары", "Скачущий всадник", "Демон у стен монастыря", "Тамара и Демон", "Демон поверженный". Созданный Врубелем образ Демона бросал вызов всякой незыблемой истине, всяким мертвым категориям, всякому прекраснодушию. В рисунках Врубеля - не голая дидактика, а глубокое эстетическое переживание литературы, её сугубо индивидуальное художественно-мировоззренческое осмысление. Пушкин, А. С. Сказка о золотом петушке / подг. текста М. К. Азадовского ; худож. И. П. Вакуров. - М. - Л. : Academia, 1937. - 19 с. : ил. ; цв. фронтиспис ; 6 цветных ил., наклеенных на страницы текста (Палех) ; переплет и тит. лист Е. Когана. Издательство "Academia" самым тщательным образом подготовилось к выходу "Сказки о золотом петушке" в свет. Было решено печатать текст по изданию "Стихотворения Александра Пушкина: Ч. IV. - СПб., 1835. - С.59-92", но с восстановлением первоначального текста стихов по беловому автографу, на котором значится дата написания "Болдино, 20 сентября 1834 г., 10 ч. 53 м." Цветные иллюстрации были заказаны народному художнику РСФСР, потомственному иконописцу, мастеру-старинщику, одному из основоположников искусства палехской лаковой миниатюры Ивану Петровичу Вакурову (1885-1968). Он работал в монументальной живописи, расписывал фарфор, занимался театрально-декорационным искусством, оформлением книг ("Песнь о Буревеснике" А. М. Горького (1936)) и др. Художественная манера И. П. Вакурова имеет ярко выраженные индивидуальные черты, часть его работ хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина на Мойке, 12. Пушкин, А. С. Сказка о попе и о работнике его Балде / Подг. текста М. К. Азадовского ; худож. Д. Буторин. - М. - Л. : Academia, 1937. - 18 с. : ил. ; цв. фронтиспис. ; 6 цв. ил. : 1 страничная ил., 5 ил. в тексте, наклеенные на страницы (Палех) ; переплет и тит. лист Е. Когана. "Сказка о попе и работнике его Балде" была написана в Царском Селе в 1831 г. Впервые она была издана под заглавием "Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде" в первом посмертном издании произведений А. С. Пушкина под редакцией В. А. Жуковского, которое хранится в фонде сектора редкой книги. Под подлинным заглавием произведение увидело свет только в 1882 г. в собрании сочинений А. С. Пушкина под редакцией П. А. Ефремова. Текст был напечатан по автографу А. С. Пушкина, хранящемуся во Всесоюзной библиотеке им. В. И. Ленина (ныне РГБ). Книгу проиллюстрировал потомственный иконописец, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из ведущих мастеров старшего поколения художников Палеха Дмитрий Николаевич Буторин (1891-1960), творчество которого охватывает большой круг сказочных, исторических и современных тем. Будучи прекрасным рисовальщиком, он много внимания уделял орнаментальному завершению миниатюры, занимался росписью фарфора, книжной иллюстрацией. Его работы хранятся во Всероссийском музее А. С. Пушкина "Мойка 12". Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений в девяти томах / подг. текста стихотворений М. А. Цявловского ; под общ. ред., коммент. Ю. Г. Оксмана, М. А. Цявловского ; марка и переплет Н. И. Пискарева. - М. : Academia, 1935 - 1938. - (К столетию со дня гибели). - 20300 экз. В 1935 г. издательство "Academia" приступило к выпуску девятитомного малоформатного собрания сочинений А. С. Пушкина. Издание было отпечатано на тонкой бумаге высоких сортов на фабрике "Гознак" (Москва). Обычный тираж изданий "Academia" тогда не превышал 5-10 тысяч экземпляров, тогда как тираж пушкинского собрания перевалил за 20 тысяч. В данном собрании сочинений впервые была напечатана знаменитая гравюра Владимира Андреевича Фаворского "Пушкин в лицейские годы". Художник сначала сделал рисунок, а потом с него гравюру Пушкина-лицеиста, сумев, путём самостоятельной переработки ряда отдельных черт, внести много своего в образ поэта. Пушкин Фаворского живёт своей богатой внутренней жизнью - он всё видит, всё подмечает, обо всём имеет своё суждение. Необычайность этого ребёнка сквозит в его широких открытых глазах, в напряжении тонкой детской шеи, курчавой голове. Он прекрасен жаждой жизни, которая сквозит в каждой черте лица. Пушкин, А. С. Бахчисарайский фонтан / подг. текста С. М. Бонди ; худож. А. П. Могилевский. - М. - Л. : ACADEMIA, 1937. - 32 с., [12] л. ил. - 10 3000 экз. "Бахчисарайский фонтан" был опубликован издательством "ACADEMIA", опиравшимся на Полное собрание сочинений А. С. Пушкина в шести томах. В книге воспроизведены два приложения, которые были напечатаны в последних прижизненных изданиях "Бахчисарайского фонтана" (1830; 1835 гг.). Это отрывок из книги И. М. Муравьёва-Апостола "Путешествие по Тавриде в 1820 годе" (СПб., 1823) и статья А. С. Пушкина, написанная специально в форме письма к Дельвигу. Художник А. П. Могилевский (1885-1980) написал двенадцать акварельных иллюстраций для "Бахчисарайского фонтана": четыре текстуальные и восемь современных видов Бахчисарая. Лучшие из них - пейзажи. Акварели интересны по своим краскам и свободной манере написания. В сентябре 1921 года в Петрограде появилось частное издательство "Аквилон", контора и книжный магазин которого находились на набережной реки Мойки. Владельцем издательства был инженер-химик и страстный библиофил-книголюб В. М. Кантор, а фактическим руководителем издательства являлся Ф. Ф. Нотгафт (1896-1942), ценитель искусства и коллекционер, юрист по образованию. Аквилон - в римской мифологии северный ветер, летящий с быстротой орла. Именно его изобразил художник М. В. Добужинский на книжной марке издательства, создав изящную аллегорическую композицию. Специализировалось издательство на выпуске иллюстрированных книг, которые и сегодня пользуются спросом у библиофилов. Всего было издано 22 книги. Тиражи изданий невелики - 500-1500 экз. Книги отличались высоким полиграфическим качеством. Из этих книг в нашей библиотеке есть "Шесть стихотворений Некрасова" с иллюстрациями Б. М. Кустодиева и факсимильное воспроизведение "Белых ночей" Ф. М. Достоевского с иллюстрациями М. В. Добужинского. В издательстве трудились такие выдающиеся художники как А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский и др. "Аквилон" был ликвидирован в конце 1923 года. Достоевский, Ф. М. Белые ночи : Факсимильное воспроизведение издания 1923 года. / рис. М. В. Добужинского. - Л. : Изокомбинат "Художник РСФСР", 1981. - 84с. : ил. - В футляре. "Белые ночи" - это одна из самых пронзительных повестей Ф. М. Достоевского, в которой перед нами предстает образ Петербурга 1840-х гг. Издательство "Аквилон" выпустило "Белые ночи" в 1923 г. тиражом всего 1000 экз. Рисунки Мстислава Валериановича Добужинского явились наиболее верным способом перевода ранней повести Достоевского на язык книжной графики. Художник понимал, что уже в названии повести содержится два цветовых начала - черное и белое. Вот почему его черно-белые петербургские пейзажи так прижились. Свидетели работы Добужинского вспоминают, что он принимал самое деятельное участие в данном издании. Его интересовали все детали производства книги, он активно во всё вмешивался. С особым вниманием и кропотливостью относился к выбору формата, плотности бумаги, к шрифту, его размеру. Шесть стихотворений Некрасова / рис. Б. М. Кустодиева. - СПб. : Аквилон, 1922. - 95 с. : ил. - (Экз. ? 360) Небольшая книжка "Шесть стихотворений Некрасова" - подлинный шедевр искусства книги. Издание оказалось единственным в своём ро
- Пушкин Александр Сергеевич. Стихитворения. Каталог авторов стихов
- Пушкин в Британии
- Кровь Пушкина - Пушкин - Росбалт-Петербург
- Пушкин Дантеса простил? - Национальная идея - РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
- К. кедров пушкин-ist (Константин Кедров) / прозаические миниатюры
- Кровь Пушкина - Пушкин - Росбалт-Петербург
- Пушкин пошел по миру: В рамках специальной программы Международной